Анжелика Евдокимова: «Семья – это школа, которая учит искренним отношениям»

«Хотелось бы, чтобы в вопросах поддержки мы смогли выйти на тот уровень, когда с появлением каждого ребенка благосостояние семьи не уменьшалось, а наоборот, увеличивалось», - говорит Анжелика Евдокимова. © / АиФ

Мы давно планировали сделать интервью с Анжеликой Евдокимовой, а пообщавшись, поняли, что стоит делать, наверное, целый цикл публикаций, ведь работа защитника детей – настоящий кладезь тем для журналистских материалов. В день, когда нам удалось найти окошко в плотном графике уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области, у Анжелики Владимировны была еще одна встреча – интересная, яркая, насыщенная: в кабинете омбудсмена собрались многодетные мамы.

   
   

Собрались, чтобы обсудить проблемы, с которыми приходится сталкиваться, обменяться мыслями о необходимых изменениях, поговорить о жизни и, конечно, о семье. Эта встреча стала яркой иллюстрацией работы уполномоченного и в очередной раз показала, насколько важна поддержка семьи. Это направление – одна из важнейших составляющих работы защитника детских прав. Семья – тот фундамент, на котором строится все: и личный успех, и человеческие качества, и моральные принципы, и уверенность в себе и своих силах… От семьи, от того, что в ней было заложено, зависит, сможем ли мы удержать равновесие в нашем постоянно колеблющемся мире.

Семьеведение и семьевидение

— Анжелика Владимировна, по роду своей деятельности вам часто приходится сталкиваться с семьями, которые принято называть неблагополучными. Порой приходится применять кардинальные меры, забирать детей из семьи…

— Наша политика – в первую очередь поддержать семью. Изъятие ребенка –крайняя мера, и мы всегда стараемся ее избежать, когда это возможно. Важна профилактика, необходимо как можно раньше заметить неблагополучие. Это как с болезнью – чем раньше выявить, тем легче лечить, тем больше шансов на выздоровление. А значит, у детей больше шансов расти в нормальной атмосфере. При этом хочу сказать, что неблагополучие – понятие очень многогранное. Далеко не всегда оно измеряется материальной обеспеченностью. Дом может быть полная чаша, но при этом в нем живут чужие люди. И ничего хорошего в этой семье ребенку не покажут, не подскажут. Надо помнить, что родители – прежде всего значимые люди для ребенка. Модель поведения в родительской семье он перенесет на свою семью. Именно поэтому зачастую мы видим, когда в социальных детских учреждениях появляются детишки, чьи мамочки сами были выпускниками этих учреждений. Они не видели семейного тепла, уюта, не знают тех взаимоотношений, которые строятся в семье.

— Анжелика Владимировна, как же можно разрушить этот замкнутый круг?

— Детей надо учить жизни в семье. Конечно, лучше всего этому учиться на примере родной семьи, но не всегда это возможно. По роду своей деятельности могу сказать, что мам порой приходится учить самым элементарным вещам - мыть полы, ухаживать за детьми. Потому что ее саму в свое время не научили всему этому. Она не видела правильной модели поведения. Приходится ее практически за руку водить по всем ведомствам, чтобы она оформила себе положенное пособие. Иногда, к сожалению, уже бывает поздно, ведь у нас действует заявительный характер. Увы, мамы порой не знают, что нужно ребенка лечить, учить, что надо мыть, стирать… Это не преувеличение, это реалии нашей жизни, с которыми в своей работе, к сожалению, мне приходится сталкиваться.

   
   

Учить, воспитывая

— Раньше в школах не только учили, но и воспитывали, сейчас складывается ощущение, что образовательные учреждения отстранились от воспитания, ограничившись лишь образовательной функцией…

— Не совсем согласна с таким утверждением, сейчас у нас как раз воспитательная функция в школы вернулась. Еще работая в следственном комитете, нередко бывала на встречах с ребятами, и я видела, что эти встречи проводят не для галочки. Маленького человека невозможно обмануть, он чувствует фальшь. И это замечательно, что государство обратило внимание на воспитательную функцию школы. Нельзя учить в отрыве от воспитания, так же, как и воспитывать в отрыве от обучения неправильно. Это такой плотный симбиоз, когда одно отделить от другого невозможно. Воспитательный процесс начинается с пеленок и продолжается постоянно: семья, детский сад, школа. Воспитание – это не столько наставления, сколько собственный пример.

Мы можем сто раз сказать ребенку, что нельзя переходить дорогу в неположенном месте, но, если папа или мама однажды, взяв за руку своего малыша, нарушили это правило, ребенок будет делать так, как ему показали. Можно говорить о замечательной школе, о том, как необходимо учиться, но при этом на кухне обсуждать недостатки учителя. Как вы думаете, какое отношение к школе будет привито у ребенка? Если сравнивать с советской системой, авторитет педагога был незыблем. Если звонили из школы, мама не спрашивала, кто виноват, это было и так понятно. А сейчас зачастую ищут проблему в учителях. Здесь надо находить компромисс – нельзя делать ребенка огульно виноватым во всем, но и обвинять в проблемах только учителя тоже неправильно. И обязательно надо ребенку прививать уважение к старшим. Это то, чего сегодня не хватает.

Отрадно, что сейчас к воспитанию подключается общественность. Очень радует, что активное участие принимают мужчины – у нас вот уже несколько лет действует общественный Совет отцов. Отцы-молодцы, как я их называю. Это активные, позитивные люди, которые своим примером, своей позицией укрепляют семейные ценности. Важно, что сегодня есть такие мужчины.

Про пуговки, петельки и пальто

— Сейчас, наверное, роль мужчины в семье особенно актуальна, когда женщины все чаще берут всю ответственность на себя.

— Конечно, мама – это пуговка, на которой все держится, как сейчас пишут на открытках-поздравлениях с Днем матери. Но папа должен быть, образно говоря, как пальто, к которому прочно пришита пуговка. Вот в семьях, где есть и пуговка, и пальто, там все хорошо. И дети-петельки цепляются за эту пуговку, зная, что у них есть добротное пальто, основа. Эти семьи сохраняют классические традиции. К счастью, сейчас разрушается стереотип, существовавший долгое время, когда многодетность ассоциировалась с неблагополучием. Вообще, сейчас наметилась приятная тенденция – увеличивается количество многодетных семей. Когда я росла – а нас было три сестры – я была единственная в классе из многодетной семьи. Сегодня становится нормой иметь много детей, и это добропорядочные, успешные, спортивные, музыкальные семьи – очень разносторонние и творческие. И дети, которые воспитываются в них, конечно, имеют хороший заряд, правильные семейные ориентиры.

— Нередко можно слышать мнение, что много детей – это очень сложно и затратно…

— Много детей хорошо с любой точки зрения. В наше время трудно выживать поодиночке, и всегда ценно, когда рядом есть родное плечо, еще лучше, когда оно не одно. Нас мама воспитывала так, чтобы мы всегда были вместе. Она сама выросла в многодетной семье, но там были другие обстоятельства – ее отец вернулся с войны и вскоре умер: сказались полученные на фронте раны. Моей бабушке приходилось растить шестерых детей одной, да еще в тяжелое послевоенное время… Ей было очень нелегко. И так получилось, что дети сами прокладывали себе путь в жизни, как только выросли, их разбросало по разным городам России. Много лет спустя, когда уже мы стали взрослыми, мама собирала своих братьев и сестер, разыскивала, нам приходили огромные счета за телефон, но мы поддерживали ее – понимали, что для мамы это очень важно.

И нас она воспитывала, постоянно подчеркивая, чтобы мы всегда были вместе, рядом, чтобы всегда поддерживали друг друга. Мамины уроки не прошли даром – мы и сегодня очень дружны, наши дети, кажется, даже не осознают, что они двоюродные. Племянница, когда была маленькой, считала, что у нее три мамы. Мой сын уже взрослый, но он привык заботиться о своих двоюродных сестре и брате. Племянник, размышляя, что же заказать Деду Морозу, не сомневается, что «Лего» ему подарит брат Саша. А Саша, конечно, выберет самое лучшее – наверное, то, во что сам бы играл с удовольствием. В больших семьях прививаются привычки заботиться друг о друге, думать о других, помогать и сочувствовать. Семья – это школа, где можно научиться всему. И в первую очередь – по-настоящему добрым, искренним отношениям.

Мамы-многозадачницы

— Остается только удивляться, как многодетные мамы все успевают.

— Мне очень понравилось, как назвала многодетных мам новый уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова – многозадачницы. Это очень точное выражение, потому что они правда умудряются справляться с колоссальным количеством задач. Надо накормить большую семью, содержать дом, уловить душевные переживания каждого ребенка, про мужа не забыть, да и про себя надо помнить, потому что мама должна быть примером. Я всегда удивлялась своей маме. При наличии троих детей, отсутствии финансовых возможностей – тогда никаких пособий не платили, все жили скромно - и все равно у нас всегда были банты, куклы, обязательные дни рождения. И я знала, что на мой день рождения обязательно будут «Трюфели», которые я очень любила. Мама непременно найдет возможность, хотя стоили они недёшево. С подачи мамы мы всегда готовились к праздникам – клеили, вырезали, делали друг другу сюрпризы… Обязательно должны быть семейные праздники – это очень объединяет. Важны семейные традиции – они потом и создают картину детских воспоминаний. И от нас зависит, какой будет эта картина у нашего ребенка.

— В наш век многие живут в постоянном цейтноте, трудно найти время для того, чтобы просто помастерить или почитать с детьми…

— И в наше суетное время обязательно надо находить время на семейные чаепития, посиделки, разговоры по душам. Вот недавно в наш аппарат обратилась за помощью мама: дочка-подросток совершенно неуправляема. Начали разбираться, и стало понятно, что там изначально не было родительско-детских отношений. Хотя внешне, глядя на них, никогда так не подумаешь – со стороны они выглядят очень благополучными, но живут рядом, совершенно не нуждаясь друг в друге. Сейчас помочь очень трудно, потому что база уже сформирована…

Все равно будем пытаться что-то сделать, но лучше не упускать то ценное время, когда формируется доверие. Родить ребенка и отдать его на воспитание гаджетам – это не вариант, надо вкладывать в ребенка душу. Родитель – это очень тяжелый труд. Без выходных, без перерывов, без отпусков, 24/7… И это огромная ответственность. И меня восхищают многодетные мамы, которые берут на себя многократную ответственность. Конечно, нужна большая поддержка государства. Хотелось бы, чтобы в вопросах поддержки мы смогли выйти на тот уровень, когда с появлением каждого ребенка благосостояние семьи не уменьшалось, а наоборот, увеличивалось. Люди должны чувствовать государственную поддержку. И еще нам надо укреплять престиж большой семьи, формировать позитивное отношение к семейным ценностям. Сейчас наметилась хорошая тенденция – во власти стали появляться женщины, воспитывающие много детей. Это хороший образец, показывающий, что можно полноценно реализоваться, будучи многодетной мамой.

И в Рязани немало таких примеров – женщины, успешные и в профессии, и в общественной жизни, и при этом воспитывают кто троих, кто четверых, кто шестерых детей. Остается только удивляться, как они все успевают. Кстати, они охотно делятся и помогают многим в сложных ситуациях. Настоящие многозадачницы. И у них действительно стоит учиться. Учиться мудрому воспитанию детей, ведь это – наше будущее. От того, что мы сможем заложить в своих детей, зависит, в каком мире мы будем жить завтра.

ДОСЬЕ
Анжелика ЕВДОКИМОВА. В 1994 году окончила МГЮА имени Кутафина. Полковник юстиции, работала в органах прокуратуры и Следственного комитета, где, в том числе осуществляла надзор за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику преступности среди подростков и в отношении детей. В ноябре 2020 года назначена на должность Уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области.