Завтрак с губернатором. Николай Любимов о рязанских чиновниках и соцсетях

Встреча с губернатором прошла в довольно-таки необычном месте и в неожиданное время. Скучные залы правительства сменили на… уютное кафе на Почтовой. А время-то встречи! Сначала решили, что это шутка. Но нет. Воскресенье, 8.00 (на улице ещё темно): глава региона Николай Любимов сидит перед нами. Пьём кофе, у окна, за которым переливается разными цветами фантастическое «Звёздное небо» - ноу-хау городских властей. И всё эта красота на фоне метели, которой все рязанцы так долго ждали.

   
   

Первая часть: Завтрак с губернатором. Николай Любимов о своей семье, работе и книгах

Губернатор Рязанской области о работе местных органов власти, аккаунтах в соцсетях и ручном управлении 

- Николай Викторович, затронули личную сторону вашей жизни, теперь предлагаем поговорить о делах, которые вам приходится ежедневно решать. Вы часто посещаете районы Рязанской области. Что положительного отметили? Какие вопросы ещё предстоит решить?

- Есть вопросы, решение которых назрело уже давно, но по какой-то причине их не решают. Или боялись к ним подступиться, или думали, что их не решить. Но, на мой взгляд, не решаемых вопросов нет. Надо крепко подумать. Если нужно, творчески подойти к решению проблемы. И всё получится. В районах где-то с местным водоканалом проблема, где-то с электроэнергией, где-то с медициной, где-то требуется помощь с ремонтом школы или садика. Но для всех районов актуальным остаётся вопрос с благоустройством. Это то, чем местные администрации и должны, и могут заниматься. Для этого у всех есть ресурсы. Районы на самом деле сильно в финансовом отношении не отличаются. Все приблизительно на одном уровне. Но кто-то работает, находит ресурсы, возможность привлечь неравнодушных людей из бизнеса. А кто-то занял позицию: нет денег, и что я буду напрягаться? И опускает руки. Или просит деньги из регионального бюджета. Понятно, что мы будем помогать. Но, извините, помогать надо тем, кто реально работает. А если ты помогаешь людям, которые просто используют чужие средства и сами не пытаются найти выход из ситуации… это пустое дело, деньги на ветер. Поэтому смотрим, как руководители работают в сфере благоустройства. Исходя из этого, решаем, надо ли главе помогать или стоит направить его на правильный путь. В следующем году будем изучать практики районов. В Калужской области так делали: собирали глав администраций. И они по очереди показывали, что они сделали, чем они могут гордиться. Это подталкивало некоторых к тому, чтобы всё-таки эффективно работать, и показать коллегам успешный пример.

Фото: Правительство Рязанской области/ Дмитрий Вороширин

- Недавно на встрече с главами муниципалитетов говорили о необходимости совершенствовать систему местного самоуправления в регионе. В каком направлении это можно сделать? Понятно, что Федеральный закон о местном самоуправлении мы не переделаем.

- Есть определённые принципы, чтобы содержать инфраструктуру. Где-то у нас водоканалы являются почти банкротом. Надо было изначально больше внимания уделять этому вопросы, чтобы не доводить предприятия до ситуации с задолженностью. Откуда она возникает?  Видно, не на то направляли деньги. За этим надо следить. Чтобы сети не уходили в частные руки. Такое допускается только на условиях концессионного соглашения. И основное: с людьми надо работать. Если ты не слышишь людей, делаешь то, что им не нравится, уважать тебя никто не будет. Заслужите уважение людей. У некоторых глав это получается, некоторым ещё надо стараться.

Пишите письма

- Недавно у вас появились аккаунты в социальных сетях. К вам, наверное, очень много поступает разных обращений. Что это за обращения? Вы сами, кстати, всё просматриваете?

   
   

- Конечно, стараюсь каждый вечер лично смотреть, что пишут люди. А жалуются они на ЖКХ, благоустройство, медицину. Есть предложения по проведению каких-то мероприятий – в основном от молодёжи. Бывает, что высказывают мнение о проведённых нами мероприятиях. Причём есть и негативные, и позитивные оценки. Жалобы и просьбы стараемся сразу отрабатывать с профильными министерствами. Это, получается, прямой канал общения с людьми. Вещь очень необходимая в наше время. И для нас полезно. Есть и личные приёмы граждан. Но много людей там не примешь, шесть-восемь человек, максимум. Можно ещё, напоминаю, послать официальное обращение через сайт правительства. Эти обращения уже мы отрабатываем по закону - в течение 30 дней.

- Только из Рязанской области пишут или из Калужской тоже?

- И из Калужской, конечно, пишут. И из Москвы.

- Что касается жалоб. Недавно президента России спрашивали про ручное управление в стране. Возможно ли в регионе выстроить такую систему работы с гражданами, чтобы эти жалобы до вас не доходили, чтобы решили их на местном уровне?

- Это моя мечта. Я бы мог заниматься какими-то стратегическими вопросами и направлениями, а не жалобами людей. Но…

- Ведь часто к вам обращаются с просьбой решить какую-то проблему, которой должны заниматься местные власти, но никак не региональные.

- И к президенту обращаются с такими просьбами. Причём, порой, минуя обращения к местному главе или губернатору. Сразу - к главе государства. Пусть он решает. Всё равно же потом эти обращения направляются туда, где они и должны решаться. Да, есть вопросы, которые муниципалитет или регион не в состоянии решить. В этом случае надо решить вопрос со сроками, когда тот или иной недостаток будет устранён. И после этого сообщить людям про эти сроки. Чаще всего они понимают, что в один день проблему не решить. Но есть и такие, кто требует срочно, к примеру, сделать дорогу в деревне, где только летом проживает 20 дачников. Но мы же в первую очередь сделаем дорогу там, где живёт 1000 человек. Все дороги надо делать, но необходимо выстроить приоритеты.

- Когда в следующий раз будете проводить прямую линию с рязанцами? И можно ли сделать её по времени больше часа?

- Да, прямая линия будет. Планируем на февраль или март. Она будет более продолжительной. Но чтобы провести её, для начала, надо ознакомиться с результатами отработки обращений на первую прямую линию. Нужно проанализировать, как решили вопросы людей. Особенно в муниципалитетах. И понять, насколько вообще прямая линия была эффективна. Можно в начале следующей прямой линии уже отчитаться перед людьми, как решили их проблемы, с которыми они обратились.

Нужны точки роста

- Регион наш дотационный. Некий пылесос, который вытягивает деньги из федерального центра. А есть ли у нас шанс всё-таки стать самодостаточным регионом, локомотивом для всех остальных?

- Напомню, у нас в России только 13 регионов не дотационных. Конечно, у нас есть шанс встать на ноги и самим обеспечивать себя. Но надо грамотно выстроить работу, чтобы у региона появился позитивный имидж. Это важно для привлечения инвесторов. И найти возможности для создания точек роста. Вся область сразу не станет локомотивом, как территория. Но можно создать точки роста, которые будут тянуть за собой всё остальное. Мы определились с этими точками. Будем их развивать. Потенциал у нашего региона очень мощный. И у нас есть свои преимущества, которыми мы должны пользоваться. Сейчас надо развивать эти преимущества. Надо решать вопрос с кадрами, закреплять их на территории Рязанской области. Надо улучшать качество образования. Финансовая политика предполагает уменьшение финансирования из федерального бюджета при увеличении своих доходов. Мы можем увеличить эти доходы, но чтобы полностью стать бездотационным регионов, для этого нужно время. Нам ещё придётся поработать. К примеру, любой инвестиционный проект имеет свой цикл. Как минимум год на проектирование и стройку, в течение трех-пяти лет – выход на окупаемость. И только потом предприятие сможет работать в прибыль. Получается, 4-6 лет оно из налогов даёт только налог на доходы физических лиц. И всё. Прибыли то нет. Но сами по себе инвестиционные проекты, которые предполагают строительство инфраструктуры, зданий, сооружений, это в любом случае инвестиции в экономику региона. Ведь привлекаются наши местные строители, поставщики, смежные партнёры. Это деньги, которые вкладываются в регион.

Фото: Правительство Рязанской области/ Дмитрий Вороширин

- С соседними регионами как-то планируете выстраивать отношения?

- Конечно. Прежде всего, с Тулой, Владимиром, Тамбовом. Вчера только разговаривали в Москве с тамбовским губернатором Александром Никитиным. Договорились об обмене после праздников делегациями. Будем поддерживать культурные связи. По понятным причинам до этого серьёзно взаимодействовали с Калужской областью. Почти все направления по обмену с Калугой испробовали. Теперь будем с другими регионами работать. У этого сотрудничества большой экономический, культурный и туристический потенциал. Это очень важный сегмент работы. Мы живём в условиях санкций. Привлекать зарубежные инвестиции мы не можем. Да и исчерпан уже этот цикл. Иностранные инвесторы приходили к нам для того, чтобы наладить производство продукции по импортозамещению на внутреннем рынке. Мало было таких, кто работал, чтобы товар потом отправлять на экспорт. Надо сотрудничать друг с другом. За межрегиональными контактами большое будущее. Пока это сотрудничество мы используем не в полной мере.