Во время показательных выступлений на фестивале «Авиадартс» под Рязанью разбился вертолёт Ми-28. Катастрофа произошла около полудня в минувшее воскресенье, второго августа. Один из пилотов, 45-летний Игорь Бутенко, погиб. Второй, Александр Клепнов, жив. Многочисленные зрители шоу не пострадали.
Жестокая ирония
Это был заключительный день празднования 920-летия Рязани. Воздушное шоу в Дубровичах собрало несколько сотен зрителей, хотя многие на него не попали из-за огромных пробок по дороге туда и обратно. Очевидцы происшествия сначала даже не поняли, что случилось. И только когда вертолёт, вращавшийся вокруг собственной оси, упал на землю и взорвался, в ужасе закричали.
Момент катастрофы запечатлел оператор телеканала «Звезда», который должен был снимать потрясающий трюк летчиков, но вместо этого задокументировал гибель одного из них.
По иронии судьбы, «Авиадартс» - престижные международные соревнования, на которых пилоты демонстрируют не только свою боевую выучку, но и надёжность и возможности авиатехники. Тактический эпизод «Авиамикс» должен был добавить им зрелищности. Поэтому именно он открывал практическую часть шоу. Более 60 самолётов и вертолётов из России, Китая, Белоруссии и Казахстана должны были показать 26 выступлений. В числе участников - прославленные авиагруппы «Беркут», «Соколы России», «Стрижи», «Витязи».
Упавший вертолёт входил в группу «Беркутов». Это - элита авиации, в мастерстве и профессионализме которых не приходится сомневаться. Что касается самой машины, то Ми-28Н «Ночной охотник» - ударный вертолёт, предназначенный для поиска и уничтожения техники и живой силы противника. Он способен совершать элементы высшего пилотажа: «петлю Нестерова», переворот Иммельмана, «бочку», полёт боком, полёт назад и вбок со скоростью до 100 километров в час, разворот с угловой скоростью до 117 градусов в секунду.
Только версии
Пока не расшифрованы «чёрные ящики» с разбившегося вертолёта, причина катастрофы остается неясной. Но предварительные версии эксперты от авиации высказывали уже в воскресенье. Пока все сходятся на том, что возникла проблема с винтами.
«Во время роспуска на вертолёте отказал рулевой винт, вертолёт начал вращаться. Один штурман, который был в передней кабине, успел выпрыгнуть. Так как командир экипажа покидает крайним вертолёт, отец не успел выпрыгнуть - не покинул его. И он упал вместе с вертолётом», - сообщил журналистам Олег Бутенко, сын погибшего лётчика. Кстати, он и сам учится в вертолётном училище.
Специалисты Минобороны уже в воскресенье, второго августа, высказали мнение, что к катастрофе мог привести отказ системы гидроусиления машины. Пока эта версия остается основной, следствие продолжается.
Выжившего Александра Клепнова в понедельник доставили из реанимации Рязанской областной клинической больницы в Красногорск, в военный госпиталь имени Бурденко - эту информацию нам подтвердили в медучреждении. Однако о состоянии пострадавшего ничего узнать пока не удалось. По предварительным данным, у Клепнова диагностировано сотрясение мозга и компрессионный ушиб позвоночника.
Память Игоря Бутенко почтили минутой молчания во время торжественной церемонии возложения гирлянды воинской славы к Мемориалу воинам, погибшим в локальных войнах, днём второго августа. А в понедельник стало известно и о том, что министр обороны Сергей Шойгу поручил командованию Воздушно-космическими силами представить к награждению пилотов вертолёта Ми-28Н. Семье погибшего выплатят 5,8 миллиона рублей, компенсация второму пилоту будет зависеть от тяжести полученных им травм.