Великий хамелеон. Знаковые роли Эраста Гарина

Актер, режиссер, сценарист Эраст Павлович Герасимов родился 10 ноября 1902 года в Рязани, где провел детство и юность. Худощавый паренек в мешковатом костюме, выразительное лицо, длинный острый нос, оттопыренные уши, глубоко посаженными глазами, торчащая нижняя губа, пронзительный, скрипучий голос и особая манера «глотать» слова – маэстро Мейерхольд сразу заметил этого «хамелеона» в самодеятельной постановке. Сын рязанского лесничего и домохозяйки, неказистый внешне Эраст Герасимов взял звучный псевдоним «Гарин» и стал любимцем создателя актерской «биомеханики», его лучшим учеником и верным последователем. Он мог сделать своего героя отвратительным и надменным, или ласковым и излучающим доброту.  Он сыграл десятки главных ролей, стал королем эпизода и любил озвучивать мультфильмы – к примеру, подарил свой голос ослику Иа в культовом «Винни-Пухе». К 112-летию великого актера RZN.AIF.RU вспоминает ключевые роли «русского Чаплина».

   
   

Гулячкин из пьесы «Мандат». Первый успех и новая интонация

Роль Павла Гулячкина в пьесе «Мандат» Николая Эрдмана (1925 год) – не просто одна из первых серьезных ролей Гарина, это его «исходный код», настоящая отправная точка его большой карьеры. Именно Гулячкин, молодой человек из мещанской семьи, ждущей, «когда же настанет это старое время», который смотрит на жизнь через дырку, чтобы вовремя в случае чего подстроиться под ситуацию, принес первый громкий успех рязанскому парню.

В образе Гулячкина впервые проявляется то, что Мейерхольд позже назовет «хамелеонством Гарина». Театральные критики с восторгом отмечали, что при всей «мелкотравности» героя образ «приобрёл у Гарина силу бичующей сатиры». Один из критиков насчитал более трёхсот взрывов смеха в зале, и были они вызваны в основном репликами Гулячкина.

Кроме того, именно образу Гулячкина Гарин обязан своим узнаваемым голосом. Дело в том, что на репетициях как раз с ней и возникли у актера проблемы: он не мог подобрать нужную интонацию, и решил спародировать режиссера Эрдмана. Эксперимент оказался столь удачным, что особая манера говорить осталась с Эрастом Павловичем на всю жизнь, делая узнаваемыми его персонажей и его самого в жизни.

Хлестаков из «Ревизора». Самый молодой в истории

Эраст Гарин стал самым молодым в истории российской сцены исполнителем роли Хлестакова, сыграв его в постановке 1926 года. И здесь критики снова диву давались юному «хамелеону»: писали, что, несмотря на перевоплощения, «во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности».

Чацкий из «Горе уму». Неожиданный Чацкий и «русский Чаплин»

Несмотря на славу, до роли Чацкого в спектакле по «Горю от ума» Грибоедова (1928 год) Гарина все-таки считали мастером образов комедийных, эксцентричным простаком. Его Чацкий поразил и публику, и критиков, которые назвали эту трактовку одной из самых удачных находок Мейерхольда. Гаринский Чацкий был неожиданно лиричен, он не был похож на других, привычных Чацких. После этой роли о Гарине заговорили как о большом драматическом таланте, умеющем ловко переходить в комедию и буффонаду. Впервые звучат сравнения с Чарли Чаплиным.

Тараканов из «Музыкальной истории». Первая высокая награда

За роль Федора Тараканова в «Музыкальной истории» (1940 год) Эраст Гарин получил Сталинскую премию II степени. Его фраза «О-о, какие интересные шляпки носила буржуазия!» в одночасье стала крылатой, а сам Гарин доказал, что может блистать не только в главной роли, но и на втором плане.

   
   

Жених из «Свадьбы». Гений комедии

Жених из комедии-водевиля по мотивам рассказа Чехова, «Свадьбы» (1944 год) - один из тех персонажей, который вспоминается при имени Гарина в первую очередь. «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами разные кренделя! Я - человек положительный!»; «Я вашу дочь с кашей съем!», - эти изречения в устах Гарина стали одними из ярчайших шуток и без того уморительного кинофильма. Здесь Гарин вновь явил публике свое знаменитое «хамелеонство», наполнив, казалось бы, примитивный комедийный образ новыми оттенками буффонады – в лучших традициях своего великого учителя.

Король из «Золушки» и король из «Обыкновенного чуда»

В кино Гарин исполнил около 40 ролей, но многие современники и коллеги признаются, что запомнили его, прежде всего, как доброго, слегка сумасбродного короля из «Золушки» (1947 год) и похожего, но более мягкого короля из «Обыкновенного чуда» (1964 год). «Ну, все, ухожу в монастырь!», - угрожал король из «Золушки», а в финале говорил: «И никакие связи не помогут сделать ножку - маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым...». Близкие отмечали некоторое сходство самого Гарина с этим комично-лиричным образом, который, несмотря на кажущуюся простоту, нельзя назвать примитивным: переходы от пафоса к комедии и драме, по мнению критиков, были сыграны Гариным блестяще.

Дьячок Савелий из «Ведьмы». Признание в Каннах

В 1961 году за роль дьячка Савелия в фильме «Ведьма» (1958 год) по одноименному рассказу Чехова Эраст Гарин получил специальный приз и «особое упоминание» Международного каннского кинофестиваля. Фильм имел триумфальный успех на Западе: кроме награды Гарина, лента получила премию за лучший короткометражный фильм МКФ в Сан-Франциско и специальный приз МТФ в Монте-Карло—61.

Полубезумный, грязный, мучимый ревностью Савелий так поразил жюри, что фильм буквально не оставил шансов другим короткометражкам, вышедшим в это же время. В 30 минутах Гарин смог донести до публики и зрителя весь драматизм ситуации, в которую попадают герои, бредового состояния, в котором живет Савелий, его муки, любви и ненависти.