Научная история немыслима без человека, чьё имя нынче известно каждому, кого манят глубины космоса.
17 сентября - день появления на свет легендарного уроженца спасской земли, выдающегося учёного Константина Циолковского.
День рождения Константина Эдуардовича - хороший повод не только вспомнить о нём, как о «хрестоматийном» Циолковском - основоположнике космонавтики, но и поведать о менее известных сторонах его кипучей научной деятельности.
Приоткрыть неведомые широкой публике страницы биографии Циолковского «АиФ-Рязань» попросил его правнучку, заведующую отделом Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского Елену Тимошенкову, и правнука - главного специалиста ракетно-космической корпорации «Энергия» Сергея Самбурова.
Учитель, сотворивший чудо
По словам Елены Тимошенковой, главным делом своей жизни Константин Эдуардович всегда считал учительство. Циолковский легко и доступно объяснял детям алгебру, геометрию, физику. И умело применял на своих уроках наглядные материалы. Демонстрировал ученикам действующие модели паровой и электрической машины, воздушный насос и прочие мудрёные механизмы. Вместе с детьми запускал в небо самодельный аэростат, склеенный из папиросной бумаги, и воздушного змея, с прикреплённым фонарём. К слову, тот самый опыт со змеем учёный проводил в вечернее время, когда на улице уже смеркалось и, наивные местные жители подумали было, что наблюдают настоящее чудо.
По ночам же Константин Эдуардович корпел над трудами, которые во многом были продолжением его учебной работы. Так, появились на свет расчёты, которые позднее легли в основу проекта первого дирижабля, аэродинамической трубы, солнечной батареи.
Даёшь власть детям!
Из всего наследия гениального самоучки из села Ижевское изучено пока не больше трети. Хорошо известна только та часть, которая касается ракетостроения и освоения космоса. А ведь Циолковский - один из основоположников русского космизма, и автор собственной социальной теории. Как утверждает Сергей Самбуров, идея полётов на другие планеты родилась как следствие философской теории его великого прадеда.
Константин Эдуардович, будучи человеком верующим, и при этом чрезвычайно деятельным, разработал концепцию идеального общества, построенного на основах демократии, в котором нет места угнетателям и угнетаемым, насилию и лжи. Он предлагал избирать для управления таким обществом не представителей партий, а делегатов от групп населения - мужчин, женщин, пожилых людей и даже детей.
Циолковский был уверен, что в будущем наука станет настолько могучей, что позволит не только избавиться нам от болезней, но и сделает человека практически бессмертным, а мёртвых научится воскрешать.
Человек совершенный
Сравнительно недавно был обнародован прелюбопытный документ, так называемое «Евангелие» от Циолковского. Как и прославленный писатель Лев Толстой, наш земляк творчески переработал главную книгу христианства. Но, в отличие от Льва Николаевича, он придерживался мнения, что мы должны сознательно вмешиваться в течение жизни, начиная с уничтожения «вредных» бактерий и заканчивая созданием человека совершенного по духу и форме.
Циолковский даже предпринял попытку примирить науку и религию. По-своему изложил богословскую теорию Святой Троицы. По Константину Эдуардовичу, Бог-Отец - это причина мироздания, Бог-Сын - руководитель высшей организации существ во Вселенной, и, наконец, Бог-Святой дух - идея любви и солидарности, объединяющая всё живое. При этом, как полагал Циолковский, Бог, будучи совершенным, должен иметь форму шара - идеальной геометрической фигуры.
Если Толстой считал непорочное (божественное) зачатие нелепостью, то Циолковский - предвидением искусственного оплодотворения.
В концепции учёного, человек - есть ни что иное, как совокупность «атомов и духов», и его назначение - действовать так, чтобы и тем и другим было хорошо. Примечательно, что Циолковский верил в человеческое бессмертие, поскольку по его теории каждый индивидуум являлся частью бессмертной Вселенной и участвовал в круговороте веществ.
Была у Константина Эдуардовича и ещё одна небезынтересная гипотеза. По его мнению, в силу того, что век от века жизнь на земле должна принимать всё более высокоразвитые формы, отрицательные эмоции, такие как гнев, зависть, ненависть, со временем тоже непременно станут рудиментами. Навроде отростка аппендикса.
Возможно, эта идея не так уж и абсурдна, просто время ещё не пришло?