У нашей области не так много исторических брендов, которыми можно гордиться. В одном ряду со скопинской керамикой и кадомским венизом всегда называют михайловское кружево – уникальное явление прикладного творчества. Судьба этого промысла складывалась непросто, и до нашего времени редкое кружево могло просто не дожить, если бы не нашлось человека, сыгравшего в жизни кружева определяющую роль.
16-летний бригадир
– Диана Алексеевна, вы стали настоящей легендой кружевоплетения, истинным художником кружева. Хочется узнать, как в девочке, рождённой в отдалённой Вологодской деревне, появился такой незаурядный художественный талант?
– Место рождения мамы – поселок Первомайский Чагодощенского района Вологодской области, – поясняет дочка кружевницы Любовь Яковлевна. – Это был рабочий поселок. Несмотря на то, что относится он к Вологодской области, оттуда очень близко до Питера, и многие жители посёлка работали в культурной столице.
– Отец был искусным столяром, – добавляет Диана Алексеевна. – Он занимался реставрацией мебели в Эрмитаже. Кроме того, что у него были золотые руки, он был очень разносторонним человеком.
– Он копировал картины, был театралом, организовывал театральные постановки, сочинял оригинальные сказки, в которых фигурировали герои с греческими именами… Словом, это был совсем не обычный столяр, – продолжает Любовь Яковлевна. – Так что мама росла в окружении искусства.
– Как проявился художественный талант?
– Рисование меня интересовало всегда, ещё совсем маленькой я пыталась создать портреты, много рисовала. Рядом был стекольный завод, и я выкладывала из осколков красивые рамочки.
– А первыми «холстами» были донышки бочек, – объясняет Любовь Яковлевна. – В тех краях, где жила мама, было много лесов, и там заготавливали живицу. В 16 лет мама стала бригадиром на производстве живицы, и на крышках 200-литровых бочек, которые отправляли на фронт для изготовления лекарств, мама рисовала пейзажи, портреты мальчишек из своей бригады…
– Однажды мастер пришёл и строгим голосом спросил: «Кто рисует на бочках?» – вспоминает Диана Алексеевна. – Я перепугалась, думала, за это будут ругать, а он сказал только, что после войны мне надо обязательно поступать в художественное учебное заведение. В 1945 году, когда закончилась война, он принес список всех учебных заведений с художественным направлением, и я выбрала Московское художественно-промышленное училище имени Калинина.
– Мама выбрала прикладное направление – как она рассказывала, на неё в детстве очень сильное впечатление произвела колыбелька в стиле полхово-майданской росписи. Наверное, эта соседская колыбелька и определила дальнейшую судьбу художника. У нас висит картина «Сосны» кисти Дианы Смирновой – мама талантливый живописец, но сама она говорила, что это не её. А про своё увлечение кружевом она говорит: «Я так и погибла в этом». Кстати, несмотря на то, что в училище группа была именно по кружевоплетению, мама стала единственным из своего выпуска художником по кружеву.
Коклюшечный реформатор
– Вашу семью ничего не связывало с Рязанской областью, как получилось, что судьба забросила кружевницу именно сюда?
– Как это было принято в советские годы, после окончания учебного заведения выпускников ждало распределение. Вот и направила меня судьба в село Большая Журавинка Ряжского района. И с 1950 года жизнь неразрывно связана с Рязанским краем.
– Тогда самой актуальной темой была электрификация сельского хозяйства, и работы кружевниц тоже должны были нести идеологическую нагрузку, поэтому первой маминой работой стала «Кузьминская ГЭС», – рассказывает Любовь Яковлевна. – Три художницы по кружеву из артели «1 Мая» получили такое задание, причём их вызывал секретарь обкома Алексей Ларионов, сказал, что это срочная работа, и вот мастерицы старались, работали и днём и ночью. Днём, когда работала вся артель, в помещении топили, а когда мама оставалась работать по ночам, отопления уже не было, и у нее сильно мёрзли руки.
Год продолжалась работа над этим монументальным полотном – оно создавалось к открытию ВДНХ. Оно и сегодня поражает своим изяществом: воплотить в кружеве ГЭС – дело непростое. Вообще, я считаю, что мама была художником-монументалистом в кружеве.
– Для михайловского кружева распределение в Рязанскую область юной выпускницы художественно-промышленного училища имело судьбоносное значение…
– Когда я приехала в Михайлов, там плели только численное. Конечно, такая работа требовала от кружевницы способностей, до сих пор помню самую талантливую мастерицу Матрёну Игнатову… Беда была в том, что мерное кружево вышло из обихода. Раньше оно пользовалось большой популярностью, из него делали подзоры на кровати, кисеи, отделывали им белье, а в 50-х годах мода сменилась, и кружево оказалось невостребованным. Склады в Москве были завалены продукцией михайловских кружевниц, её совсем перестали покупать. А это значило, что мастерицы рисковали остаться без работы. Чтобы понять насколько это страшно, надо представить себе нашу страну в послевоенные годы. На михайловской фабрике работали женщины, у многих из которых мужья погибли на войне, они одни воспитывали детей. Остаться без работы было для них настоящей бедой.
– Стояла задача организовать дело так, чтобы сохранить кружевницам работу, – подхватывает Любовь Яковлевна. – Для этого надо было найти применение кружеву. Пришлось менять все, поэтому можно говорить, что мама не просто возродила михайловское кружево – она стала его реформатором. Кроме того, что она ввела сколок (рисунок кружева), пришлось подвергнуть изменениям практически всё. Валик был как узкое колесо – она ввела валик, похожий на подушку. Изменилось и само кружево: в рисунке появились круги, углы, цветные узоры - оно стало более изысканным и ярким. Кроме того, мама придумала, как сделать его актуальным в современном обиходе. Конечно, пришлось переучивать кружевниц, это было непросто и для наставницы, и для мастериц. Всё своё время мама проводила в Михайлове, ездить туда приходилось через Москву, добиралась на попутках. А ведь была ещё и основная работа в управлении промысловой кооперации – она курировала все народные промыслы. Хватало сил и на семью – успевала прививать нам с сестрой самые главные ценности. Трудно представить, где она черпала силы...
Начало новой жизни
– Эти усилия в полной мере оправдались, михайловское кружево обрело новую жизнь, и в судьбе этого промысла начался расцвет.
– Благодаря всем новаторствам кружево вновь оказалось востребованным. А со временем о нём заговорили как о гордости Рязанского края, оно стало греметь по всему Союзу. Оно экспонировалось на отечественных и международных выставках, завоевывало серебряные и золотые медали. Были победы в разных конкурсах, было признание на самом высоком уровне. В конце 70-х нас, простых михайловских художников по кружеву и мастериц, пригласили на встречу со знаменитыми артистами – Леонидом Утесовым, Василием Лановым, Николаем Крючковым, Андреем Мироновым.
– Мама рассказывала со сцены о традициях рязанского кружева – это был большой успех. Её труды не пропали даром. Вообще, можно сказать, что она совершила революцию в кружеве.
– Диана Алексеевна, прикладное искусство, как правило, не предполагает свободу творчества, но вы смогли доказать, что кружевоплетение может быть не просто ремеслом, но и настоящим творчеством.
– Кружево – уникальный вид искусства, который позволяет воплотить очень многое. Меня настолько захватило кружево, что без него я не могла представить своей жизни.
– Она всегда была истинным художником в кружеве. Работала без передышек, мы сделали вместе с ней немало совместных работ, объединив вышивку и кружево. До недавних лет она продолжала творить, сейчас, конечно, годы берут своё, тем более, кружевоплетение – очень кропотливый вид творчества. Её работы поражают фантазией и мастерством. Она создавала на коклюшках настоящие картины. К примеру, в Московском музее декоративно-прикладного и народного творчества хранится цикл работ «Времена года» из 12 произведений. Одно из них – «Зима морозная» – кружевной пейзаж: там изображены дом, девочки, играющие в снежки... Всё это создано на коклюшках – выглядит такая картина очень необычно и интересно. У мамы много оригинальных произведений, а если взять всё, что было сплетено за её жизнь, наверное, можно проложить дорогу до луны и обратно.
– Кружевоплетение требует невероятного терпения…
– Я бы сказала, что мама поразительно терпеливый человек. Столько кропотливого труда, столько усердия, сколько она вкладывала в работу, хватило бы на несколько человек. И, конечно, энтузиазм, с которым мама относилась к своему делу, просто невероятен.
– Диана Алексеевна, вы вернули Рязанской области одну из её визитных карточек. Какое будущее вы представляете для своего детища?
– Я считаю, что михайловское кружево навсегда останется брендом Рязанской области, оно никогда не постареет, это уникальный, грандиозный пласт искусства. Конечно, сегодня трудно найти людей, готовых на столь кропотливый труд. Но они все-таки есть, и верю, будут всегда. Я всю свою жизнь любила трудности, ведь чем труднее, тем интереснее…